Техники росписи по ткани: горячий, холодный и узелковый батик

О референсах

Существует несметное количество форм тканей, поэтому выбрать правильный референс и следовать ему – очень важно. Не всегда под рукой найдется ткань, ну хоть какая-нибудь. Вы это понимаете, поэтому давайте рассмотрим альтернативные источники референсов:

  • Фотографии – целое множество, через поисковые системы и базы данных google, gettyimages и flickr.
  • Рисунки – через базы данных Art renewal center и wikimedia (куда можно попасть через ссылки со страниц художников на wikipedia).
  • Крепированная бумага – легко приобрести, подходит для рисования грубых тканей.

На что обращать внимания в референсах:

  • Силы действующие на ткань и соответсвующие изгибы тканей
  • Формы складок
  • Текстура (тень и свет, перелив цвета)
  • Объем (толщина и ширина складок, различие в форме изгибов)
  • Детали (небольшие складки и края ткани)
  • Структура ткани

Взглянув на ткань под микроскопом, мы увидим, что вся она соткана из волокон, равномерно переплетающихся друг с другом.

Поэтому ткань и не особо эластична. Следует держать это в уме, и сохранять единую длину линий.

Если об этом не позаботиться, мы изобразим ткань неправильной структуры, и это будет заметно даже новичку, хоть он и не скажет, что же всё-таки в рисунке не так. Обратите внимание на примеры, следующие ниже.

Конечно же, правильно ткань тремя штрихами не изобразишь, рисунок придется подгонять и совершенствовать постепенно.

Соблюдаем длину

Пример 1. До и после складывания

Верхний рисунок представляет ткань посредством цвета, а нижний – посредством условных равноотдаленных линий. И вертикальные, и горизонтальные линии до и после складывания имеют ту же длину. Крайний правый рисунок не соответствует схематическому рисунку из линий, потому что цвет в его центре не достаточно темный, что делает складку недостаточно глубокой и заставляет отрезок ткани выглядеть суженым, а не прямоугольным.

Пример 2. Складки в одном направлении

Пригодится вам в рисовании аксессуаров.

Обратите внимание, что крайний правый пример не плохой, но всё же и не самый удачный (по правде говоря, мною сначала был изображен именно он, но, после обнаружения ошибок – использован как неправильный пример).

Пример 3. Присобранные складки

Вспомните, когда нужно будет рисовать рукава или банты.

Заметьте, что верхняя, самая широкая часть нашего полу-банта – такой же длины, что и в несобранном состоянии. А вот нижняя часть, будучи деформированной, имеет приподнятые волнистые края. Длина при этом сохраняется – проверьте с помощью линейки. Окружность, которую формируют края ткани, также должна сохранять длину.

Силы, оказывающие действие на ткань

  • Гравитация
  • Силы природы (ветер, влага)
  • Различные объекты
  • Свойства самой ткани

Если потянуть с силой за края ткани, появится складка, как на рисунке ниже. Это свойственно эластичным тканям в наших купальниках.

Пример воздействия сил на ткань

Это фото Мэрилин Монро – отличный пример различного воздействия: ветер, натяжение от бёдер, сила притяжения.

Зеленые линии служат отличным примером сохранения длины. Направления складок различны, но, в конечном счете, их длина одна и та же.

Чем больше внимания вы уделите воздействию всевозможных сил на ткань, тем реалистичнее у вас получится её изобразить.

Что необходимо для батика: ткани, рамочки, краски

Для того, чтобы работать с этой техникой, потребуются следующие материалы, инструменты и приспособления:

  • Материал для создания росписи (шелковые ткани, синтетика, шерсть, атлас, вискоза).
  • Пяльцы для вышивки (мелкие площади), рамки, подрамники, кнопочки закрепления материала в рамочке.
  • Кисти различной толщины с синтетической и натуральной щетинкой. Для объемных рисуночков – флейцы, для росписи – округлые.
  • Набор красочек (Специальные и «под запаривание»), пипетки, распылители, стеклянные трубки.
  • Лейки и чантинг, нужные во время работы с теплым воском.
  • Штампы, листики копировальной бумажки, трафаретики, контурные карандаши и смеси, маркер, который может исчезать.
  • Грунтовочные составы, качественные соли, специальные резервы из воска, контуры.
  • Фен с режимом прохладной сушки.

Трафареты для батика в стиле Ар-нуво

Шаблоны для росписей по материалу в стиле модерн.

Стиль Ар-нуво (от фр. «новейшее искусство») появился в конце девятнадцатого века и был популярен в странах Европы, а также в Америке. Второе название стиля – модерн. Модерн подошел на смену эклектики, где применялись комбинации элементов всех прошлых стилей. Художники, архитекторы новейшего времени были объяты одними идеалами и идеями, в которых стремились изготовить нечто полностью отличающееся, от прошлых веяний в искусстве.

И у них это удалось! Источником вдохновения и основанием стиля ар-нуво стало применение растительных формочке, стилизация природных деталей. В модерне есть отход от прямых линий и уголков, происходит текучесть, плавность. Особенно запоминающимися представителями этого стиля стали многие художники, такие как Густав Климт, Уильям Моррис, Альфонс Муха, Михаил Врубель, и остальные. Орнаменты и элементы модерна сразу нашли свое место в декоративно-прикладном искусстве и в частях архитектуры.

Холодный батик: технология создания для начинающих

Если вы захотели заняться холодным батиком, вам нужно будет приготовить:

  • Чистый и проглаженный материал (шелковая или хлопковая ткань)
  • Акриловые краски или простая гуашь.
  • Резервирующий состав, стеклянную трубку для его выполнения и спринцовку.
  • Пяльцы или подрамничек.
  • Кисти натуральные или искусственные, воду и салфеточки для их очищения.
  • Палитру для смешивания и разведения красочек.
  • Трафарет.

Помните: чтобы правильно набирать, а затем наносить, резерв, опускайте в состав «носик» стеклянной трубки. В это время со второй ее стороны вставим спринцовку, нажатием на которую можно будет отрегулировать количество входящей и выходящей жидкости. После подготовки инструментов, можно перейти к работе:

  • Закрепляем материал на рамочке или пяльцах таким способом, чтобы она оказалась хорошо натянутой.
  • Нанесем на материал рисуночек с помощью карандаша (можно применять трафареты и шаблоны).
  • Медленно повторяем контур с помощью резервирующего состава. Проследите за тем, чтобы контур не прерывался, а специальный состав полностью впитался в ткань.
  • Оставим все на один час для высыхания.
  • Проверим контур на целостность, изменим, если есть недоработка, оставляем для полного высыхания.
  • В тот момент, как контур подсыхает, промоем трубочку бензином и оставим на сушку.
  • Нанесем красочку на рисунок. В первую очередь, создаем светлые тона, потом более темненькие. При этом применяем как концентрированную краску, так и разбавленную красочку.
  • Лишнюю влагу с закрашенных больших частиц картины уберем с помощью сухого ватного диска.
  • Оставим рисуночек на сутки, чтобы он полностью высох.
  • Снимаем с рамы.

Струящаяся ткань

Струящиеся ткани обладают красивыми изгибами, только гляньте на фотографии.

Картины периода неоклассицизма также полны воздушных, струящихся тканей.

Но в реальной жизни плотная ткань не «течёт» как на рисунках Пэрриша и Лейтона, она недостаточно легка. Между тем, контраст, который порождают нереальная легкость форм и угадываемая по текстурам тяжесть ткани, создаёт ощущение неземной сверхлегкости. Фактически, именно это можно увидеть на фотографиях подводной съемки.

Вместе с фотографиями тканей, развевающихся на ветру, они могут послужить отличным референсом в изображении тканей, которые струятся.

Помните об авторских правах, не копируйте целенаправленно фотографии! Следуйте им как эталону, это будет и полезней, и законней.

Процесс рисования

1. Делаем набросок простыми линиями, определяем расположение ткани.

2. Определяем влияние различных сил на ткань.

3. Установив источник света, делаем набросок цветом. В нашем примере свет падает с верхнего правого угла.

4. Начинаем прорисовывать складки с верхнего левого угла.

5. Всё еще работаем со складками в том углу. На ходу исправляем погрешности.

6. Покрываем цветом лицевую часть ткани на переднем плане.

7. Продолжаем штурмовать левый верхний угол.

8. Наконец добились правильной формы.

9. Прорисовываем еще более детально. Работаем с изгибами на заднем плане.

10. Еще деталей.

11. Немного работы мягкой кистью, отделяем задний план от переднего с помощью цвета.

12. Если продолжать орудовать мягкой кистью, можно сделать ткань еще более мягкой. Но у меня всё.

Рисование ткани занимает много времени, постоянно приходится что-то пробовать, корректировать, обращаться к референсам, но вам в итоге будет приятно посмотреть на свой собственный результат.

История техники батик

Роспись по ткани существовала в Древнем Египте, затем она появилась и в восточных странах: Китае и Японии. А уже в XII веке распространилась в Индонезии. Сейчас это один из наиболее знаменитых центров батика, и эта древняя техника продолжает жить и развиваться там до сих пор.

В начале XX века она стала распространяться по всему миру. В том числе появилось одно из направлений росписи в Африке. Там украшали платки, праздничную и повседневную одежду, элементы декора интерьера и т. д.

Батиковые изделия имели символическое значение и часто использовались в обрядах. Например, на свадьбу молодых обвязывали платком, который символизировал объединение их душ. Да и сейчас у народов восточных стран остались некоторые традиции, связанные с этим искусством.

Ссылка на основную публикацию
Похожее