А как будет по-французски
Термин происходит от французского слова moiré — муар, еще его называют мойра. Оно означает рябь или волну, полосатость, которая проявляется при осмотре предмета под разным углом падения света. Также муаром называется вид тканей.
Традиционно муаровый цвет, а правильнее — узор, связывался с типом ткани, как правило, шелком высокого качества. Теперь рябь или волны можно увидеть на хлопке и тканях из синтетического волокна.
На рисунке видно эффект муаровый, какой цвет при этом может быть — неважно.
Камни с эффектом муара
Минералы, отличающиеся муаровым эффектом, содержат слои кремниевой породы. Условиями отложений оксидов кремния внутри опала, агата, иных кристаллов, а также формирование их рудных жил, являются:
- Наличие высокой концентрации оксида кремния в породе;
- Проходящие геологические гидротермальные процессы.
Отвечающие таким условиям месторождения достаточно распространены по территории России. Большие залежи минералов находятся в местах повышенной сейсмической активности: в Архангельской области, вдоль бассейна реки Альмы в Крыму, на Севере Урала, во Владимирской области и Подмосковье, на Северном Кавказе, в Челябинске, Кемерово, Иркутске, Забайкалье и Республике Саха.
Муаровый эффект можно наблюдать у таких минералов, как:
- Агат;
- Халцедон;
- Оникс;
- Сапфирин;
- Опал.
сапфирин (слева), опал (справа)
Структурообразование или тонкая конструкция
Помимо проявления на тканях, узоры муара часто являются нежелательным артефактом изображений, полученных с помощью цифровых методов визуализации и компьютерной графики. Например, подобный визуальный эффект проявляется при сканировании нечеткого изображения через прозрачный клетчатый узор.
Фото выше показывает рисунок муара. Линии могут представлять волокна в шелке в виде ряби или волн, они могут быть нарисованы на бумаге либо появляться на экране компьютера. К вопросу о том, почему так происходит:
- Нелинейное взаимодействие систем разнонаправленных линий создает реальный и видимый муаровый цвет или узор из примерно параллельных темных и светлых полос, наложенных друг на друга со смещением.
На фото ниже яркий пример визуализации волн.
- Если линии изогнуты или не совсем параллельны, создаются более сложные линейные мойры, как на фото крыла попугая.
- Узоры, раскрывающие сложные формы или последовательности символов, встроенных в один из слоев (в виде периодически повторяющихся сжатых фигур), дают обычно очень интересные изображения, которые специально создаются с помощью групп мойр.
- Одним из самых важных свойств всех видов муара является их способность увеличивать или растягивать крошечные формы линий, полосок, точек вдоль одной или обеих осей растяжения, что создает потрясающие 2D эффекты.
Общий 2D пример увеличения и искажения основного рисунка можно увидеть, если рассматривать звено цепи через другое звено цепи идентичной конструкции. Тонкая конструкция мерцания ряби отчетлива видна даже на расстоянии.
Цвет муаровый — это какой? Фото ворот гаража показывает узор — эффект смещения линий конструкции относительно друг друга. Ворота представляют собой сооружение из двух плоскостей с металлическими полосками, соединенными со смещением.
Цифровая обработка изображений
Возникновение муара в процессе сканирования
В повседневной жизни муар часто проявляется при сканировании изображений, напечатанных полиграфическим способом. Это происходит из-за того, что сканер повторно растрирует изображение, на котором уже есть оригинальный растр. Проще это можно представить так: если взять кальку с одним орнаментом и наложить её на кальку с тем же орнаментом, но изображённым под другим углом, то результирующий орнамент будет отличаться и от первого и от второго. Если же наложить их так, чтобы они совпадали, то первый орнамент совпадёт со вторым.
Круглые «розетки» на пересечении двух прямоугольников и результируют в искажение изображения, которое видно на первом рисунке.
Возникновение муара в процессе растрирования
«Водолазы». Небо закрашено неровными горизонтальными линиями, и на низких разрешениях при некоторых алгоритмах уменьшения получается муар.
Муар также может возникнуть из-за неправильной установки углов между линиями основных цветов при растрировании. И то и другое является, фактически, интерференцией двух наборов линий растра. Различают несколько видов розеток муара, по виду которой часто можно выяснить причину муара.
В полиграфии само по себе возникновение растровой розочки не принято называть муаром (хотя это и паразитный «узор», не предусмотренный дизайнером).
Физические основы возникновения муара
Сканирование, фактически, представляет собой модуляцию сигналов в узлах сетки сканера яркостью узлов типографского растра. В общем виде получается произведение двух модулированных синусоид (решёток) с различным периодом пространственных колебаний. Одна гармоника может иметь больший период, равный сумме периодов обеих решёток, что и вызывает муар. Вторая всегда имеет период, равный модулю разности периодов решёток и пропадает, потому что не может быть реализована при заданном разрешении сканирования.
Дефект или особенность: муаровый цвет в изобразительном искусстве
Сымитировать цветную мойру посредством современных технологий, чтобы при этом еще добиться качественного изображения, довольно сложно.
Самую лучшую цветовую гамму дают изображения тканей или тонко сконструированные ограждения.
Черно-белые муары более податливы для экспериментов. Например, итальянский конструктор и дизайнер Andrea Minini начал эксперимент по конструкции изображений животных с графическим смещенным эффектом.
- Для того чтобы получить сложные формы и глубину, он начинает рисовать объект с небольшого количества основных линий.
- Используя Adobe Illustrator, Минини углубляет рисунок в разных направлениях, создавая удивительно текстурированные узоры муара.
- Каждая иллюстрация уникальна и интересна своей интенсивной выразительностью.
Муаровый цвет и форма, фото работы Andrea Minini.
Отзывы
Тамара, 31 год: «Мне всегда нравились роскошные старинные интерьеры, поэтому, как только я приобрела собственную квартиру, решила украсить гостиную с помощью муаровых портьер. Переливающаяся на солнечном свете материя превзошла все мои ожидания: смотрится эффектно, создаёт эффект старины, перенося меня на 300 лет назад. А ухаживать за портьерами очень просто, достаточно слегка простирнуть их в прохладной воде с помощью мягкого моющего средства и просушить в расправленном состоянии. Я осталась очень довольна покупкой».
Елена, 27 лет: «Любая девушка, выходя замуж, хочет выглядеть как принцесса. И мне удалось этого добиться с помощью свадебного платья из муара. Это действительно сказочный наряд, который позволяет почувствовать себя благородной дамой из 18 столетия. Красивые переливы, драпировка, умеренный благородный блеск – вот далеко не полный перечень всех достоинств этой ткани. Мой супруг до сих пор вспоминает, как прекрасна я была в муаровом платье в день нашей свадьбы».
Волны на плакатах
Но обычно мойра считается дефектом или артефактом, особенно, к примеру, в печати полноцветных изображений, которые предполагают наложение полутоновых экранов.
Это прямоугольные точечные узоры, точнее, четыре из них, напечатанные в голубом, желтом, пурпурном и черном цветах. Полностью от разводов-пятнышек не избавиться, но при благоприятных условиях общее изображение достаточно «плотное», а пространственная частота муара так высока, что ее не заметно.
По сути дела, в изобразительном искусстве термин означает чрезмерно заметный рисунок-искажение, то есть нарочитое использование волн и линий. Правда, не всегда видимость муара предсказуема. Все делается методом проб и ошибок, поэтому иногда получаются потрясающие изображения с необычным результатом, как на картине Брайана Томаса. Муар с обесцвечиванием представлен на фото ниже.
Как ухаживать за изделиями из этой ткани?
Перед стиркой вещи из муара целесообразно изучить информацию на этикетке. Как правило, для приведения таких изделий в порядок применяется сухая чистка, поскольку при воздействии воды муаровый узор может исчезнуть. Стирка в машине иногда возможна, но в щадящем режиме при температуре 30°С с использованием гелевого моющего средства. Дорогие ткани следует стирать вручную без отжима. Перед процедурой надо вывернуть изделие наизнанку.
Сушить муаровые вещи следует в горизонтальном положении, тщательно расправив
На такой ткани легко образуются заломы, поэтому во время сушки важно уделить этому моменту внимание. Барабанная сушка запрещена
Гладить муар рекомендуется с изнаночной стороны при температуре около 150°С. Проглаживать изделие через влажную ткань или марлю не рекомендуется, т. к. могут остаться разводы. По этой же причине не следует пользоваться парогенератором. Хранить муаровый текстиль нужно аккуратно сложенным, а одежду – развешанной на плечиках.
Теперь он в телевизоре
В текстильной промышленности картины муара использовались давно. При королевских дворах ленты из ткани с отливами служили знаком отличия.
Изучение микроскопических изменений в натяжении тканей, деформация основной решетки плетения по отношению, например, к решетке плетения справа всегда дает новые и новые муаровые цвета и узоры.
- Например, для того чтобы получить эффект муара, двести лет назад шелковое полотно протягивали между горячими цилиндрами, нити ткани смещались и получалось преломление рисунка. Ткань называлась громуар и дорого ценилась.
- В настоящее время технологии позволяют сделать многослойный тип формы, совмещая полотна тканей, идентичных по цвету и расположению нитей, но смещая относительно друг друга.
Телевизионные экраны и фотографии:
- Узоры муара обычно видны на телевизионных экранах, когда на человеке с экрана надета рубашка или пиджак с определенным переплетением нитей ткани и узора: в полосочку, в клетку и др.
- Это происходит из-за влияния так называемого межстрочного, межлинейного пересечения (Interline Twitter): по мере того, как человек передвигается рядом с камерой, картина волн становится отчетливо заметна.
- Чтобы этого не случалось, обычно профессиональным работникам телевидения и участникам программ, которые появляются на ТВ, регулярно дают рекомендации по вопросам того, как избежать одежды, которая может вызвать муаровый цвет. Фото ниже с резонансным изображением волн на пиджаке.
Как бы мы ни относились к муару, нельзя не согласиться, что это интересный и таинственный визуальный эффект, который заставляет заново его осмысливать, изучать и находить применение в повседневной реальности.
Состав и технология производства ткани
Классическую муаровую ткань получают путем полотняного переплетения шелковых нитей утка и основы. Для утка также могли брать хлопок, а для основы – шелк. В настоящее время для изготовления муарового полотна используют также полиэстер и вискозу. Нередко в материал добавляют эластан, чтобы ткань тянулась. Это особенно актуально для вечерних платьев и других предметов гардероба, облегающих фигуру
Муаровый узор получают благодаря методу каландрирования. Он заключается в том, что материя подвергается воздействию металлических гравировальных цилиндров под высоким давлением (около 35 т). Под такой тяжестью уточные волокна деформируются и меняют направление. В результате получают узор, напоминающий волны или древесные кольца.
Окрашивание нитей осуществляется заранее, поэтому полотно однотонное. По специфике рисунка выделяют 2 вида муаровой ткани:
- Муар-антик. Его особенность – наличие объемного узора, имеющего на свету матовые переливы. Этот вид рисунка помогает добиться выраженных разводов и контрастного перехода от темного цвета к светлому.
- Громуар. Имеет хаотичные крупные переливы, играющие разными оттенками в зависимости от угла зрения.
Немного истории
О том, кому принадлежит честь создания муара, достоверных сведений нет. Известно лишь то, что его история тянется со средних веков, а в Европу шелковые ткани с оптическим эффектом пришли с Востока примерно четыре столетия назад. Судя по описаниям, восточный муар был двух типов: из однотонного шелка и из шелка с вплетением дополнительных серебристых или золотистых нитей, что повышало стоимость ткани в разы. Торговцы называли этот волнисто-мерцающий текстиль «объярь», от персидского «об» ― вода. Позволить себе сшить такую одежду могли только очень состоятельные люди. Сегодня ее можно встретить лишь на музейных фото.
Первой европейской страной, освоившей производство муаровой ткани, стала Франция. Французский аналог ни качеством, ни внешним видом не уступал восточному первоисточнику, успешно с ним конкурировал и уже в начале XVII века покорил не только всю Европу, но и Россию, где в начале XIX века стали ткать свой «русский» муар. Долгие годы, вплоть до начала Первой мировой войны, этот материал по праву считался одним из самых красивых, и каждая светская красавица обязательно имела в своем гардеробе хотя бы одно муаровое платье.
Виктор Шрамм (1865-1929 гг.) Перед балом.